Мельник Елена воспитатель детский сад № 34 городa Ельца
Дополнительная общеобразовательная программа по коррекции речевых нарушений «Радуга»
Дополнительная общеобразовательная программа
Елец, 2016-2017 уч. г. СОДЕРЖАНИЕ. 1. Пояснительная записка ……………………………………………. 3 стр. 1.1. Направленность, актуальность, педагогическая целесообразность 3 стр. 1.2. Цель и задачи программы ……………………………………………. 4 стр. 1.3. Календарный учебный график ……………………………………… 5 стр. 1.4. Возраст детей и сроки реализации программы …………………….. 6 стр. 1.5. Планируемые результаты и способы определения результативности. …………………………………………………………………………………6 стр. 1.7.Формы аттестации …………………………………………………….. 7 стр. 2. Учебный план ……………………………………………………………..8 стр. 3. Методическое обеспечение программы ……………………………….10 стр. 4. Условия реализации программы………………………………………. 10 стр. 5. Список литературы ……………………………………………………...11 стр.
1. Пояснительная записка Настоящая программа разработана с учетом рекомендаций Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с ОНР», а также с четом рекомендаций и методик С.А.Мироновой, Р.А. Беловой –Давид. Дополнительная общеразвивающая программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 3 города Ельца» разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Уставом МБДОУ детский сад № 3 г. Ельца (далее - МБДОУ). 1.1. Направленность. Материал, содержащийся в пособии, имеет многофункциональный характер. Игры и упражнения, подобранные порядке нарастающей сложности, направлены на развитие фонематического восприятия, произносительных умений и навыков, слухового внимания, вербальной памяти, артикуляторной моторики. Упражнения, предусматривающие компенсацию высших психических функций, максимально вербализированы. Программа направлена наобогащение словаря, коррекцию грамматического строя речи, развитие звукового анализа, моторики речевого аппарата, активизацию высших, психических функций. Целесообразность. Дошкольное детство-время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее сензитивный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Благодаря особому процессу познания, который осуществляется эмоционально-практическим путем, каждый дошкольник становится маленьким исследователем, первооткрывателем окружающего мира. Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, чем значимее она, тем успешнее идет развитие, тем счастливее его детство. Развитие речи детей- одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения и родители. Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического обучения родному языку в начальной, а затем в средней школе. У детей среднего дошкольного возраста важно сформировать и закрепить правильное произношение всех звуков родного языка. В этом возрасте заметно увеличивается активный словарь детей за счет слов, обозначающих свойства и качества предметов, действия с ними, их функциональные признаки. Наблюдаются индивидуальные различия в словарном запасе, что обусловлено рядом факторов, в том числе и средой, в которой живет ребенок. Вместе с тем у детей наблюдается особая чувствительность, восприимчивость к звукам речи, вот почему этот возраст важен для обучения элементам грамоты. У них формируется осознание своих произносительных умений. Речь-это важнейшая творческая, психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями. Удовлетворять потребность детей в речевом общении- одна из важнейших педагогических задач. Актуальность.Речевая недостаточность у детей младшего дошкольного возраста влияет на их общее развитие: тормозит формирование высших психических функций, ограничивает познавательные возможности, нарушает процесс социальной адаптации. И только комплексное воздействие на ребенка дает успешную динамику речевого развития. Младший дошкольный возраст –это возраст чувственного, сенсорного познания окружающего. Наиболее продуктивно ребенок усваивает то, что ему интересно, что затрагивает эмоции. Поэтому-главная задача специалиста- вызвать речевую и общую инициативу у ребенка через чувственное познание. Основанием для создания программы «Радуга» стало проведение мониторинга среди родителей воспитанников старшей группы. В его ходе было выявлено, что спрос на дополнительные образовательные услуги коррекция речевых нарушений составил 60,3%. Пособие Л.Н. Смирновой «Логопедия в детском саду». Занятия с детьми 4-5, 5-6 лет является результатом многолетнего опыта и представляет собой систему игровых упражнений, предусматривающую успешную компенсацию психоречевой недостаточности у малышей. Достижению подобного результата способствует: -игровой характер речевых упражнений; -коррекционно-развивающий характер речевого материала; -тесная связь речи и познавательных процессов; -использование малых форм фольклора. Изложенный в пособии материал рассчитан на работу в течении всего учебного года 32 недели. Блок упражнений составлен с учетом определенной темы. Занятия имеют исключительно игровую форму. Работа ведется по следующим направлениям: - лексико-грамматические игры и упражнения; -развитие связной речи; -работа над звуковой стороны речи; Материал, содержащийся в пособии, имеет многофункциональный характер и ориентирован на успешную компенсацию психоречевых дефектов с учетом всего симптомокомплекса имеющийся недостаточности у детей.
1.2. Цель и задачи дополнительной общеразвивающей программы Цель: коррекция речевых нарушений. Задачи: -Расширение и обогащение словаря; -формирование грамматического строя речи; -развитие звукового и слогового анализа слов; -развитие слухового внимания; -развитие вербальной памяти; -развитие артикуляционной моторики речевого аппарата; -развитие высших психических функций; 1.3. Календарный учебный график Учебный год – с 14.09.2016 по 31.05.2017 Количество учебных недель – 33 В течение учебного года предусмотрены каникулы – с 11.01.2016 по 16.01.2017 Итоговое занятие – 31.05 .2017 Объем недельной образовательной нагрузки – 1 занятие в неделю, продолжительностью до 20 мин. Занятия организуются во второй половине дня – с 15.40 до 16.00 Основная форма работы с детьми: фронтальные занятия со всей группой 9-10 человек в методическом кабинете. 1.4. Возраст детей и сроки реализации дополнительной общеразвивающей программы Программа рассчитана на 9 месяцев, возраст обучающихся 4-5 лет. 1.5.Планируемые результаты и способы определения результативности. К концу года дети умеют: -составлять предложения предлогами из, под, у, за, около с союзами и и а; предложения с однородными членами; -образовывать множественное число существительных,образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; согласования существительных с числительными; - составлять небольшие рассказы с помощью картинок, серии картинок, по образцу;составлять рифмованный рассказ; пересказывать рассказ с опорой на вопросы логопеда; -дифференцировать понятия «Большой - маленький, «выше -ниже», «вверху-внизу», «поровну», «Больше», «Меньше»; сравнивать предметы и пользоваться понятиями, пересчитывать предметы, выстраивать предметы по «росту», классифицировать предметы. -дифференцировать обобщающие понятия « игрушки», «деревья», «овощи», «фрукты», «обувь», «одежда», «зима» , «лето», «посуда» и др; -подбирать определения к словам; договаривать слог в конце слова, созвучные слова; -употреблять слова с противоположным значением, а также местоимениймой, моя, мое; глаголы будущего времени; -пользоваться категориями творительного падежа единственного числа, родительного падежа с предлогом С, родительного падежа множественного числа, предложного падежа с предлогом В, категории дательного падежа; -отвечать на вопросы; -рассказывать небольшие четверостишия, рассказы, загадки, потешки, отрывки из стихотворений наизусть. -определять количество слогов в словах, используя карандаш и хлопки, с помощью полосок; -находить свистящие, щипящие картинки, звуковому анализу слов со звуком «р» -составлять разрезные картинки из четырех частей; -различать и называть цвета; 1.6.Формы аттестации.Открытое занятие для родителей «Сказка к веселому язычку», изготовление открыток к праздникам, используя нетрадиционную технику.
1.8. Учебный план дополнительной образовательной деятельности
3.Методическое обеспечение программы Оборудование: мяч, кварцевый цветной песок,декоративный песок, , муляжи предметов, Наглядные пособия:предметные картинки по лексическим темам, сюжетные картинки, схемы-описания предметов,«Волшебный мешочек», картонные фигурки животных разного размера, игрушки разной величины и размера для выстраивания по росту, Раздаточный материал: разрезные картинки,пластилин,геометрические фигуры из картона,пятиместная матрешка,альбомные листыцветные карандаши, полоски разноцветные для определения количества слогов, картинки с нарисованным контуром для обведения. 4. Условия реализации программы. Материально-техническое оснащение, оборудование: Л.Н. Смирнова Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 4-5 лет с общим недоразвитием речи. Пособие для логопедов, дефектологов, воспитателей. – М.: Мозайка- Синтез, 2006.-72 с. - Практический материал для каждого занятия. -Предметные картинки -Альбом для рисования -Цветные карандаши -Простой карандаш Пространственно-предметная среда. При создании развивающей среды опиралась на положение А. В. Запорожца об обогащении детского развития на основе предметной базы и учитывала ряд требований С. Л. Новоселовой, Л. С. Выгодского, Н. Н. Поддъякова: 1. Соответствие возрастным особенностям и возможностям. 2. Создание условий для формирования ведущих видов деятельности. 3. В предметной среде должны быть известные ребенку объекты и те, которые побуждают его к последующей деятельности. 4. Необходимо исходить из инициативности самого ребенка, его стремления на деле применить свои знания, в соответствии со своими интересами, вкусами, настроением. 5. Предметная среда должна создавать и поддерживать эмоциональное благополучие и комфорт, наличие площадки (стол). 6. Обеспечение свободного доступа к материалу (стол, тумба, полочки на уровне роста детей). 7. Наличие демонстрационных картин, предметных картинок 8. Наличие в различных игровых, учебных зонах разнообразных материалов, пособий.
5.Список литературы 1. Л.Н. Смирнова Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 4-5 лет с общим недоразвитием речи. Пособие для логопедов, дефектологов, воспитателей. –М.: Мозайка- Синтез, 2006.-72 с. 2. Л.Н. Смирнова Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи. Пособие для логопедов, дефектологов, воспитателей. –М.: Мозайка- Синтез, 2006.-72 с. 3. Е.А. Пожиленко Артикуляционная гимнастика: Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. СПб. : КАРО,2004. -92 с. ил. 30 марта 2017 в 19:00
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.